Скоро на «Михайлов-ТВ» из рубрики «Дочки-Матери»

По жизни нас ведёт Господь… 
Дом настоятеля Архангельского храма протоиерея Дмитрия со всех сторон окружает малина. В нём всегда людно, его наполняет звонкий детский смех и аромат сладкой малины «Дворянское гнездо». 
На приходе Архангельского храма с. Малинки Михайловского первого благочиния Рязанской епархии отец Дмитрий и его супруга Ольга уже семнадцать лет. Это их первый приход. Здесь они по кирпичику складывали Божий дом, которому на тот момент требовалась помощь, а также свой сельский дом с хозяйством: коровками, бычком, курочками. 
В Михайловских Малинках – живописном селе Голдинского сельского поселения со времён князей Волконских и Мельгуновых, выродилась малина. Разве что в одном дворе, сохранились дивные сорта из былых и славного прошлого этого села. И лишь с приездом семьи священника Дмитрия Челнокова, вновь в Малинках возродились «малиновые традиции» разведения изысканных сортов этой сладкой летней ягоды. С приездом Челноковых в Малинках стала возрождаться и духовная жизнь села. 
В Архангельском храме начались работы по его преображению: был подведён газ, произведён его внутренний и внешний ремонт. А главное, пошла в селе молитва, и жизнь заиграла в ярких красках малинового цвета. 
«Это что за девушка из прошлого идёт по сельской широкой улице?» — спрашивает заезжий парень своего знакомого из Малинок, показывая рукой в сторону миловидной молоденькой женщины, одетой в длинную по пят юбке, держащей в руках небольшой прутик, мило шагающей вслед за резвой коровёнкой. 
«Да, это матушка Ольга – жена отца Дмитрия, нашего священника, я её ещё ни разу не видел в брюках или короткой юбчонке. Посмотришь на неё – душа радуется». 
С первого взгляда на Ольгу Челнокову, вовсе и не подумаешь, что на плечах этой хрупкой женщины забота о большой семье: о муже – священнике, пятерых детках, большом хозяйстве и приусадебном участке с теплицами. А ещё, нельзя забывать о сельском приходе Архангельского храма, где на всякой иконке рукодельными пальчиками матушки Ольги сшиты пелены, особенно красивы они на чудотворном ростовом Кресте, являющейся главной святыней Архангельского храма с. Малинки, на котором — деревянная фигура Спасителя, по краям Божия Матерь и святой апостол Иоанн Богослов. Матушка Ольга руководит хором на клиросе. При всём этом, рядом с ней её семья – пятеро детей, мама Люба и супруг – отец Дмитрий. У всех свои полномочия, свои обязанности в храме, так что в дни отсутствия прихожан на богослужениях, храм наполняется молитвенной любовью и, конечно, заботой членов семьи настоятеля. 
Младшие дети отца Дмитрия и матушки Ольги – мальчики подвижные, на месте не усидят и лишь в одном месте он ведут себя спокойно и благоговейно. Место это – храм Божий и его алтарь, где они помогают папе подавать кадило, мальчики пономарят… В стихариках малыши чувствуют ответственность, но как только служба заканчивается и сняты стихарики, их не узнать… 
Ольга Челнокова – в прошлом коренная рязанка, прелести сельской жизни до назначения её супруга Дмитрия семнадцать лет назад на приход в село Малинки, были ей не знакомы. Тогда она питала светлые надежды получить хорошее образование и тогда подумать и о замужестве. 
Но промысел Божий сильнее человеческих планов, тем более, что семья Ольги была верующей, часто её мама и бабушка посещали духовных лиц, чтобы испросить у них благословения. 
Однажды семья Ольги отправилась к схимонахини Антонии. После долгого молитвенного ожидания (долго молились, перед тем как общаться), очередь дошла и до неё. Будущая матушка, скромно склонилась перед схимонахиней и замерла в ожидании ответа на судьбоносный вопрос о поступлении в духовное училище. Матушка много и нечленораздельно отвечала Ольге на её вопрос, из чего девушка вообще ничего не поняла и стала расстраиваться, что уйдёт от старицы, так и не узнав, что ей делать. И вдруг в потоке неразборчивых слов и предложений выделилась судьбоносная фраза, которую она услышала ясно: «А, как встретишь инвалида, вот он-то и будет твоим мужем!» Пригорюнилась Ольга, услышав такой приговор. Из Богобоязненной семьи она была, волю Божью считала и продолжает считать – основой жизни. «Значит, инвалид?! Ну, что же, воля Божья – закон!» — подумала она и успокоилась. Как сказала схимонахиня Антония, так и получилось. Училась в духовном училище, познакомилась со студентом 4 курса Дмитрием Челноковым. Приглянулся с первого взгляда. Одно только смущало, то что Дмитрий высокий и статный, никакой не инвалид. Слова матушки в голове как молоточки стучали про суженого. И вот однажды провожает Дмитрий Ольгу на троллейбусе до дома. Подходит к ним контролёр: «Ваш билет?!», — а молодой человек вместо билета протягивает книжку о том, что он инвалид – льготник. Ольга тут и подпрыгнула на кресле. А Дмитрий, видя её удивление, объяснил, что у него была юношеская травма. 
«И тут матушка приплыла. Матушка понимает, что вот он суженый-то! Планы-то были у меня грандиозные: училище закончить, потом академию. И тут я понимаю, что вот он мой муж. Со смирением приняла Крест, который нужно было нести». 
…Были и трудности и радости. Семья за это время стала большой. Первым появился на свет Михаил (сейчас он ученик 10 класса), второй, — дочка Машенька, затем родились Иван, Дмитрий и младший Анатолий». Своих деток отец Дмитрий и матушка Ольга воспитывают в труде и любви к Богу и ближним. 
Воспоминания из детства о частых посещениях храма Божия; о вечерах, наполненных Божиим словом, вызывают, и по сей день, трепет в душе отца Дмитрия. 
Чтение Евангелие было нормой в семье будущего священника. Одним их тёплым, греющим сердце воспоминанием являются эпизоды, связанные с тем, как бабушка открывала большую книгу Священного писания с чёрно-белыми картинками и начинала читать. И никакие рассказы и сказки не могли сравниться с воспитательным воздействием на неискушённый ум Дмитрия. А перед сном вечерняя молитва. 
Отец Дмитрий родился в простой рабочей семье: отец его Анатолий Челноков работал шофёром, мама Наташа – на метеостанции. Домик на ставшей родной улице детства Третий Пронский переулок в Михайлове собирал по большим церковным праздникам родственников, часто из Скопинского района с. Козинка заезжала сестра мамы Александра со своим супругом протоиереем Виктором Гавриловым. Не проходили эти душевные встречи без бесед на духовные темы, они-то и подтолкнули тридцатисемилетнего Анатолия Челнокова к принятию серьёзного решения – пойти учиться в духовную семинарию. На 1 курсе рукоположили Анатолия в Троице-Сергиевой Лавре в дьяконы. После этого события жизнь семьи заметно изменилась. Отца назначили смотрителем Лавры в ЦАК (Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии – музей Московской Духовной Академии – старейшего духовного учебного заведения России). 
Рассказывает отец Дмитрий: «Перед началом учебного года всегда ездили к мощам преподобного Сергия Радонежского. Потом отец перевёлся на заочное отделение, год служил в Борисоглебском соборе, нёс дьяконское послушание (мы с мамой ездили на Пирогово, жили в п. Приокском в епархиальном священническом доме), такие протодиаконы тогда были – протодиакон Илья, протодиакон Николай. 
… Борисоглебский собор… Нива у нас была, отец меня с собой брал на службы. И на левый клирос. Правый хор – Николая Николаевича, гремел, звенел. Так красиво всегда было. А левый хор – бабушки, женщины, в общем, любители попеть. Хор поёт там … ду-ду-ду… Господи, помилуй! Красиво всё и левый хор, ту-ту-ту. Я застал ещё, в соборе служил протодиакон Павел Смирнов. Огромный такой. Помню в детстве стою в храме, и выходит он говорить мирную ектенью … «Миром Господу помолимся…!» — В нём такой был бас от природы. У меня внутри всё аж тряслось. И всегда думал, что тоже так хочу. Всегда была мечта дьяконом хотя бы, но вот Господь сподобил быть священником. И вот любовь к пению всегда сопровождает меня. Как Владыка Марк говорит: «Не надо закапывать талант в землю, надо славить Бога и не надо этого стесняться». Прослезился. 
«Когда папу рукоположили в священники, первый приход, куда послал Владыка Симон отца, был приход, востанавливающегося храма с. Малинки. Отец отказался, сославшись на тяжкую ношу восстановления разрушенного храма. Тогда Архангельский храм был одним из первых в списке восстанавливающихся церквей Михайловского района. 
Тоже промысел Божий. Чудо. По- другому не скажешь. Господь, через сколько десятилетий, привёл меня служить сюда. Владыка Симон меня отправил туда, куда в своё время побоялся пойти мой отец. Храм был сильно разрушен. Владыка Симон принял отказ отца Анатолия и отправил его командировочным в с. Захарово с. Осники, вот мы около года ездили в Осники. Отец меня алтарничать, кадило раздувать и одна бабулька, да мышь бегала по алтарю. И тишина, и никого. Дороги туда не было. Волга у нас была старенькая. Постоянно застревали. Сейчас-то там всё асфальтировано. Потом нас перевели за 220 км. От Михайлова в с. Борец Сараевского района. И мы ездили, отец там и жил. Храм был огромный, чуть поменьше Успенского собора. Песочные подсвечники и холод. В чаше Причастие застывало. Потом было с. Маково. Там рушится колокольня. Это был 1984 год. Там служил схиархимандрит Михаил (подстриг перед смертью делал митрополит Павел, а так он архимандрит Николай). Все его знают, как Николая Яковлевича Урывкова. Не захотел он её восстанавливать. А там была огромнейшая колокольня пятиярусная, она рухнула на трапезную. 
Слава Богу, народу не было.. Оттуда его дружба с архимандритом Кириллом Павловым, который часто приезжал в храм Рождества Богородицы, а на Радонницу после службы посещал могилки своих родителей. 
… Всех бабулек маковских до сих пор поминаю, всех их помню, потому, как с восьми лет, до принятия священничества, я провёл в селе Маково. 
Приезжает староста Мария Петровна (Царствие ей Небесное), едет к Владыке Симону, чтоб тот благословил отца Анатолия восстанавливать храм Рождества Богородицы с. Маково. Мария Петровна позвонила и отцу Кириллу Павлову в Троице-Сергиеву Лавру, он через своих людей прислал архитектора из Москвы, чтобы храм не дали закрыть. Отец Анатолий был очень ревностный священник, проповеди очень сильные были у него. Не хватает, конечно, его поддержки, но сегодня он молится за нас. По молодости он был очень энергичным, под конец служения у него было сильное заболевание – сахарный диабет. Под конец жизни он его совсем съел. 
К тому времени отец помудрел, повзрослел и согласился». 
Маковский храм – родной для архимандрита Кирилла – духовника Всея Руси. Стал он духовным отцом и для Дмитрия Челнокова. А затем и всю семью молодого сельского священника взял под своё духовное крыло. До последнего дня жизни отец Дмитрий и матушка Ольга ездили в Переделкино к своему духовнику, держали его за ручку, чувствовали его молитвенное участие в их жизни. Продолжается оно и после его ухода из этой жизни в небесные чертоги Отца Небесного. 
«По жизни с детства он меня вёл, без его благословения шага не делал. У меня есть рекомендация в духовное училище отца Кирилла, его рукой написанная». 
Учился отец Дмитрий в Михайловской СОШ №1, закончил 9 классов. Поступил в Михайловский экономический техникум-интернат. 
«У нас все в Михайлове бухгалтеры, вот и я – бухгалтер – экономист. Практику проходил на ватной фабрике, а это бывший Архангельский храм. Тогда сердце кровью обливалось глядя на то, что в алтарной части храма расположился нужник. Сегодня стараниями прихода этого храма во главе с протоиереем Вячеславом Штанько, Божий дом восстановлен и продолжает благоукрашаться. Люди разоряли-разоряли, хотели Господа из дома своего выгнать. И что добились?! Господь попираем не бывает». 
После техникума была учёба в Рязанском духовном училище. 
До того поступал в Троице-Сергиеву Лавру, сдал хорошо экзамен. Дмитрия Челнокова взяли на вакантное место. Это был промысел Божий, что юноша не остался в Лавре. Если бы остался не встретился с Ольгой, своей верной спутницей, матерью своих детей. 
«Было благословение батюшки, он сказал, что значит не надо. Пономарил, с бабушками на клиросе пел. В Маково на клиросе человек пятнадцать бабушек пело. И чем громче, тем красивей (улыбается). 
— Баб Мань, потише, баб Зин, потише. Уши закладывало. Через год поступил в Рязанское духовное училище году окончил 4 курс, надо было определяться, рукополагаться. Молился. Храм был на первом этаже, а там была икона. Иконочка такая апостолу Иоанну Богослову – апостолу любви. Вот и просил я у апостола Иоанна, помоги, укрепи, управь, чтоб Господь послал мне спутницу жизни, помощницу. Я поступил на четвёртый, а матушка на первый. Хохотушка была. Я её приметил на праздник Успения Божией Матери. Пели мы в Успенском соборе. Я её увидел, думаю, молоденькая, не знакомая, раньше не видел. 
Любовь должна быть, конечно же, с первого взгляда… 
«Как-то сразу запала в душу. Думаю, что это любовь с первого взгляда. Страшно было подойти. Познакомиться. Так-то ничего не боялся, а перед ней страх. Преодолев робость, познакомился с Ольгой, стали дружить…Долго не встречались, свадьба была уже в январе. Около полу года мы дружили: студенческая жизнь, раньше учились на псаломническом отделении и пастырском все вместе. Было весело. И послушание певческое, вместе картошку чистили. Загляну на кухню, чистит картошку? Чистит. Годится. Голодный не буду (смеётся)». 
За полгода возможно и невозможно узнать человека, чтоб с ним прожить потом всю жизнь. Но когда ты уповаешь на Господа, то страха перед будущим браком нет. Так и у Дмитрия Челнокова страха не было, а лишь упование и надежда. И, конечно, любовь… Тем более, что их брак благословил архимандрит Кирилл. Тогда матушке было семнадцать лет и её мама Любовь Николаевна в ответ на предложение Дмитрия, сказала, что без благословения такую молоденькую замуж не отдаст. 
«Батюшка нас встретил в Переделкино. Радостный он вышел на встречу из гостевого дома, на ногах валеночки, а на лице улыбка. Гостинцами, шоколадками угостил. Поговорил с нами. И благословил. Без воли Божией ничего не возможно. Была свадьба у нас, рукоположили меня в дьяконы, рукополагал ныне митрополит Иосиф Македонов, а тогда он был епископ викарный Владыки Симона. Рукополагали меня на новомучеников и исповедников Российских, в красных облачениях. Мечта была остаться в Рязани и служить дьяконом, но Владыка сказал, что надо рукополагаться в священники. В священники рукополагал уже Владыка Симон, произошло это событие на праздник Вознесения Господня в Троицком монастыре. На отдание Троице мы получили Указ – село Малинки. Обрадовался. Одел белый подрясник, рясу греческую. Приехали в село. Навстречу идёт Алексей Павлович, Царствие ему Небесное. Алтарником был у меня потом. Жили в колхозном домике, его священникам для проживания выделяло хозяйство. Домик был не пригодный для жилья. Но мы не отчаялись. Следующим потрясением после знакомства с домом стал храм. Вошли мы туда, а там кругом копоть, грибок. Захожу в алтарь — Крестик деревянный, Евангелие бумажное, чаша в ужасном состоянии. Помню, как печку топили. К леснику ходишь-ходишь, просишь: Виктор, выпиши делянку?! У меня тракторок был шестнадцатый, бросаешь в кузовок пилу, и в лес. В лес чурбачками напилил, к храму привёз… Да, я могу и двигатель перебрать, отец в детстве всему научил. Зимой, конечно, тяжеловато было, первый год в 2001 году, когда у нас родился Мишутка, зимовали у мамы в Маково» 
У матушки Ольги на груди Патриарший знак, она награждена в благословение за чадолюбие и жертвенное материнское служение в 2017 году. Грамота, которую она получила из рук митрополита Рязанского и Михайловского Марка в храме благоверного князя Александра Невского датирована 8 июля 2018 года. Тогда Владыка Марк устроил многодетным матушкам настоящий праздник, с вручение наград и праздничной трапезой. Помимо своих детей матушка Ольга взяла с собой и племянников. Так что их делегация была самой многочисленной. 
«Когда появился первый наш мальчик, было всех тяжелее, наверное. Во-первых, он был капризный, не спал по ночам, для меня это показалось очень тяжело. Когда ребёнок не спит, его нужно качать и днём и ночью. С ним нужно было гулять. Половину ночи качала я, половину ночи мать Наталья. Сейчас Михаил – юноша степенный, а тогда жару давал». 
Почему же он был таким? 

«Думаю, что мы были неопытными, не стоило так сильно переживать. Машенька родилась спокойная». Исследуя горький опыт с Мишенькой,  матушка Ольга решила не приучать малышку к коляске, чтоб не качать её как старшего ребёнка. Когда двое деток становится легче, считает она. Больше появляется свободного времени, потому что дети играли друг с другом. А когда через пять лет появился Иван, тут уже Машенька повзрослела и стала качать коляску и гулять с ним. Ещё легче стало. А когда ещё двое деток появилось, да ещё летом приедут племянники, когда дом как детский сад, то тут вообще все дела спорятся!
 Люди, посещающие дом батюшки, видя большое число детей, советуют им открыть детский сад на дому. Челноковы отшучиваются: «Приходите, всем работа найдётся!» А занятия детям найдёт мама Люба. На грядки, собирать жуков, в ручную собирать, чтоб вся сельскохозяйственная продукция была экологически чистая. Семья Челноковых в магазине покупает только хлеб. И зелень, и молоко – всё на их столе выращено и добыто своими руками.
«Тяжеловато было, дом отстраивали. Водили поросят, и козы были, и бычков по несколько голов, коровы, птиц в инкубаторах разводили… Когда купили дешёвенький инкубатор, заложили туда яйца и у нас цыплята вывелись. Представляете? Завели уток, заложили утиные яйца,  —  утята появились! Потом индюшата, потом гусята. У нас была целая птичья ферма, мы даже продавали их.  Я была такая счастливая, что себя реализовываю».
«Священник должен жить на приходе. Он жить должен своими прихожанами их проблемами, их заботами. Тебя должны знать, и приметь возможность прийти в любое время дня и ночи. Вот у меня напротив нашего дома лежит онкологический больной, раб Божий Валерий, хожу, его причащаю. Дом наш стоит в центре села, так что мы всегда на виду».
Отец Дмитрий по благословению Владыки Марка участвует в епархиальном творческом проекте, участниками вокального  квартета стали: протоиерей Димитрий Челноков, иерей Димитрий Корнилов, иерей Владимир Любимский, протодиакон Анатолий Ковшиков. Руководитель — Александр Костенко. Потому теперь ещё отец  большого семейства и  сельский батюшка  протоиерей Дмитрий часто бывает в разъездах: то в Рязани  на репетициях, то на концертах в различных уголках региона. На родной михайловской земле творческий коллектив духовенства Рязанской епархии выступал два раза. Первый раз с Рождественской программой, второй, —  в день Жен-мироносиц. Исполнение духовных и патриотических песен квартета вокалистов всегда воспринимается положительно, расширяется круг почитателей их творчества. Матушка Ольга с пониманием относится к увлечению своего супруга, ведь они две половины одного целого. Их брак благословлён Небесами. А ещё, Челноковы подумывают о рождении шестого ребёнка. На всё воля Божья!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *